Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

  1. Понимания общего состояния дел на данный момент.
  2. Представления того уровня, который необходимо достичь.
  3. Планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план при этом является главным инструментом предпринимателя. Он позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь потенциальных финансовых партнеров, возможных контрагентов. Он может убедить инвесторов, в том, что имеются привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта.

Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: "Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?".

Разработка бизнес-плана состоит из основных этапов:

  • Анализ положения дел в отрасли.
  • Выбор продукции или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта.
  • Анализ рынка.
  • Разработка плана производства.
  • Разработка плана маркетинга.
  • Разработка организационного плана.
  • Разработка финансового плана.
  • Оценка рисков.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.